Кафедра иностранных языков | |
Курс английского языка в Туймазинском государственном юридическом колледже подразделяется структурно на 2 части (General English и English for Special Purposes), каждая из которых состоит из определенных модулей, позволяющих стандартизировать языковой материал и унифицировать требования к развитию тех или иных навыков.
Модулем является автономный законченный курс с какой-либо из установленных форм отчетности по окончании. Языковая реализация каждого модуля предполагает номинальный и количественный отбор соответствующих синтаксических структур, лексики, лингвострановедческих и экстралингвистических факторов. Каждый модуль предусматривает комплексное обучение всем видам речевой деятельности, при необходимости с усилением акцента на том или ином из них. Выбор и последовательность модулей определяется исходя из конкретных задач обучения, а сам набор формируется в соответствии в уровнем владения языком.
На первом году обучения студентов вводятся модули «общего языка», которые дифференцируются по аспектам; основное внимание в подготовке первокурсников уделяется системному повторению основ фонетики, грамматики и словоупотребления с целью устранения наиболее распространенных ошибок, а также развитию навыков говорения и чтения.
На втором году обучения завершается изучение «общего языка» и основной акцент в подготовке специалиста среднего звена переносится на «иностранный язык для профессиональных целей» (как введение в язык специальности), предполагающий знакомство с текстами профессиональной направленности; модули дифференцируются тематически, например, для студентов, изучающих английский язык, специальности 0201 «Правоведение»:
для студентов специальности 2203 «Программное обеспечение и автоматизация вычислительных систем»:
в зависимости от специфики читаемых курсов.
От этапа к этапу усложняются виды и формы аудиторной и внеаудиторной работы, изменяется их соотношение. Большое внимание уделяется обучению слушателей методике самообразования, которая позволяет им овладевать приемами извлечения информации из текстов, знакомит со способами ее передачи в устной и письменной форме и подводит к необходимости самостоятельного изучения иностранного языка.
При общепринятой практике сокращения часов, отведенных на аудиторную работу, представляется целесообразным интенсифицировать обучение, стимулируя тем самым самостоятельную работу студентов.
Программа в целом ориентирована на систематизацию знаний и совершенствование умений и навыков по основным видам речевой деятельности на расширенном и разнообразном языковом материале, обеспечивающих владение английским языком в соответствии с международным стандартом, и соответствует основным требованиям (коммуникативность, мотивированность, ситуативность, комплексность), предъявляемым психологией, методикой и педагогикой к обучению иностранным языкам в искусственной среде.
Коммуникативная направленность предполагает:
Мотивированность выступает как осознание обучаемым цели, ради которой он изучает иностранный язык вообще, и тех целей, ради которых в каждом конкретном случае он вступает в вербальную коммуникацию на иностранном языке. Практическая деятельность обучаемых может быть направлена на результат, цели или процесс обучения. Ситуативность состоит в развитии определенных речевых ситуаций в речевой деятельности. Комплексность выражается во взаимодействии всех видов речевой деятельности в процессе обучения в том, что способы и средства речевой деятельности отрабатываются одновременно.
Использование традиционных методик, нацеленных на системное овладение материалом, характерное для обучения в отрыве от естественной языковой среды, в сочетании с новыми, коммуникативными, использующими условные ситуации, моделирующие различные виды общения, способствует комплексному развитию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Обучение извлечению информации из оригинального иноязычного текста при чтении и восприятии на слух и ее последующая - устная или письменная передача предполагают, с одной стороны, владение студентами достаточно обширным словарем, а с другой стороны - навыком визуальной ориентации в орфографическом, морфологическом и синтаксическом строе языка.
Фонетический материал предъявляется в виде звучащей речи - или диалогической, - как языковой материал, при работе с которым формируются речевые навыки и умения. В процессе прослушивания и анализа ученых текстов, а также оригинальных лекций, докладов по специальности, развивается умение отделить на слух главную информацию от второстепенной, отрабатываются навыки получения необходимой конкретной информации в потоке звучащей речи и т.д.
Грамматический материал на начальных уровнях предъявляется по темам (в наглядных обобщающих таблицах) и активизируется в упражнениях чисто практического характера; на более высоких уровнях - в основном на примере общенаучного стиля, причем главное внимание уделяется грамматическим структурам, характерным для употребления характерных конструкций и моделей предложения в собственной устной и письменной речи.
Лексический материал делится на рецептивный и репродуктивный. Активизация лексики происходит в процессе обеспечения грамматически правильной устной речи и развития навыков чтения литературы по специальности, с различными установками на степень полноты и точности понимания. Расширение активного вокабуляра происходит на материале учебника, периодической печати, текстов по специальности, в дальнейшем словарный запас пополняется за счет общенаучной и специальной лексики по конкретным темам).
Объем активной лексики по окончании курса составляет 5000 лекс.ед. в том числе:
Опыт работы показал, что использование модульной программы помогает обеспечить:
Таким образом, модульный принцип обучения в силу своей гибкости может быть использован при преподавания иностранного языка в продолжающих группах практически любого средне-специального учебного заведения независимо от сетки часов.
|