Абитуриенту

Кафедры

Вопросы к сессии

Лекции

Лабораторные

Методические пособия

На главную

Кафедра иностранных языков


Современное учебное заведение испытывает целый ряд трудностей, возникших в результате тех перемен, которые столь разительно изменили российскую действительность за последние годы. Так, углубился разрыв между требованиями, предъявляемыми сегодня к специалистам-нефилологам в области знания иностранных языков и относительно небольшим количеством часов, отводимых на эту дисциплину.

Курс английского языка в Туймазинском государственном юридическом колледже подразделяется структурно на 2 части (General English и English for Special Purposes), каждая из которых состоит из определенных модулей, позволяющих стандартизировать языковой материал и унифицировать требования к развитию тех или иных навыков.

Модулем является автономный законченный курс с какой-либо из установленных форм отчетности по окончании. Языковая реализация каждого модуля предполагает номинальный и количественный отбор соответствующих синтаксических структур, лексики, лингвострановедческих и экстралингвистических факторов. Каждый модуль предусматривает комплексное обучение всем видам речевой деятельности, при необходимости с усилением акцента на том или ином из них. Выбор и последовательность модулей определяется исходя из конкретных задач обучения, а сам набор формируется в соответствии в уровнем владения языком.

На первом году обучения студентов вводятся модули «общего языка», которые дифференцируются по аспектам; основное внимание в подготовке первокурсников уделяется системному повторению основ фонетики, грамматики и словоупотребления с целью устранения наиболее распространенных ошибок, а также развитию навыков говорения и чтения.

На втором году обучения завершается изучение «общего языка» и основной акцент в подготовке специалиста среднего звена переносится на «иностранный язык для профессиональных целей» (как введение в язык специальности), предполагающий знакомство с текстами профессиональной направленности; модули дифференцируются тематически, например, для студентов, изучающих английский язык, специальности 0201 «Правоведение»:

  • судебная система Англии,
  • судебная система США,
  • виды правовых профессий в странах изучаемого языка,
  • государственная система в Великобритании,
  • конгресс в США,
  • президент США,
  • система выборов в Великобритании,
  • система выборов в США,
  • конституция США,
  • система сдержек и противовесов в США,
  • работа суда присяжных,
  • королевская семья;

для студентов специальности 2203 «Программное обеспечение и автоматизация вычислительных систем»:

  • что такое компьютер,
  • программное обеспечение,
  • операционные системы,
  • интернет

в зависимости от специфики читаемых курсов.

От этапа к этапу усложняются виды и формы аудиторной и внеаудиторной работы, изменяется их соотношение. Большое внимание уделяется обучению слушателей методике самообразования, которая позволяет им овладевать приемами извлечения информации из текстов, знакомит со способами ее передачи в устной и письменной форме и подводит к необходимости самостоятельного изучения иностранного языка.

При общепринятой практике сокращения часов, отведенных на аудиторную работу, представляется целесообразным интенсифицировать обучение, стимулируя тем самым самостоятельную работу студентов.

Программа в целом ориентирована на систематизацию знаний и совершенствование умений и навыков по основным видам речевой деятельности на расширенном и разнообразном языковом материале, обеспечивающих владение английским языком в соответствии с международным стандартом, и соответствует основным требованиям (коммуникативность, мотивированность, ситуативность, комплексность), предъявляемым психологией, методикой и педагогикой к обучению иностранным языкам в искусственной среде.

Коммуникативная направленность предполагает:
а) коммуникативную заинтересованность преподавателя в каждом акте речевого общения со студентами;
b) коммуникативность единиц обучения;
с) обучение иностранному языку в самом процессе иноязычной коммуникации, т.е. в процессе говорения, аудирования, чтения и письма, в которых обучаемый имеет возможность удовлетворить свое коммуникативное намерение.

Мотивированность выступает как осознание обучаемым цели, ради которой он изучает иностранный язык вообще, и тех целей, ради которых в каждом конкретном случае он вступает в вербальную коммуникацию на иностранном языке. Практическая деятельность обучаемых может быть направлена на результат, цели или процесс обучения. Ситуативность состоит в развитии определенных речевых ситуаций в речевой деятельности. Комплексность выражается во взаимодействии всех видов речевой деятельности в процессе обучения в том, что способы и средства речевой деятельности отрабатываются одновременно.

Использование традиционных методик, нацеленных на системное овладение материалом, характерное для обучения в отрыве от естественной языковой среды, в сочетании с новыми, коммуникативными, использующими условные ситуации, моделирующие различные виды общения, способствует комплексному развитию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Обучение извлечению информации из оригинального иноязычного текста при чтении и восприятии на слух и ее последующая - устная или письменная передача предполагают, с одной стороны, владение студентами достаточно обширным словарем, а с другой стороны - навыком визуальной ориентации в орфографическом, морфологическом и синтаксическом строе языка.

Фонетический материал предъявляется в виде звучащей речи - или диалогической, - как языковой материал, при работе с которым формируются речевые навыки и умения. В процессе прослушивания и анализа ученых текстов, а также оригинальных лекций, докладов по специальности, развивается умение отделить на слух главную информацию от второстепенной, отрабатываются навыки получения необходимой конкретной информации в потоке звучащей речи и т.д.

Грамматический материал на начальных уровнях предъявляется по темам (в наглядных обобщающих таблицах) и активизируется в упражнениях чисто практического характера; на более высоких уровнях - в основном на примере общенаучного стиля, причем главное внимание уделяется грамматическим структурам, характерным для употребления характерных конструкций и моделей предложения в собственной устной и письменной речи.

Лексический материал делится на рецептивный и репродуктивный. Активизация лексики происходит в процессе обеспечения грамматически правильной устной речи и развития навыков чтения литературы по специальности, с различными установками на степень полноты и точности понимания. Расширение активного вокабуляра происходит на материале учебника, периодической печати, текстов по специальности, в дальнейшем словарный запас пополняется за счет общенаучной и специальной лексики по конкретным темам).

Объем активной лексики по окончании курса составляет 5000 лекс.ед. в том числе:
общеупотребительной лексики - 2000 лекс.ед.
специальной лексики - 500 лекс.ед.

Опыт работы показал, что использование модульной программы помогает обеспечить:

  • непрерывность обучения и преемственность различных уровней языковой подготовки (школа – среднеспециальное учебное заведение – ВУЗ);
  • гибкость курса (выбор модулей и их комбинация в зависимости от возможного изменения программы базовых дисциплин; дифференциации модулей в зависимости от уровня языковой подготовки группы и количества часов, отводимых на иностранный язык, и других факторов);
  • возможность сочетания традиционных и новых коммуникативных методик обучения иностранному языку для развития умения и навыков общения на разных уровнях (культурно-бытовом, деловом);
  • систематизацию полученных студентами знаний, навыков и умений в результате четкого разграничения читаемых курсов и упорядочения отчетности;
  • рациональное использование ТСО, дидактического и наглядного материала.

    Таким образом, модульный принцип обучения в силу своей гибкости может быть использован при преподавания иностранного языка в продолжающих группах практически любого средне-специального учебного заведения независимо от сетки часов.

    Назад


WEB-Master - Гравер По Сливочному Маслу
Copyright © 2002-2004, ТГЮК
All rights reserved
Хостинг от uCoz